Гиперактивный ребенок: советы — что делать родителям
Когда в семье рождается гиперактивный ребенок, к нему не прилагается инструкция, дающая советы, что делать родителям. Они остаются наедине со своим неуправляемым чадом.
Один знакомый психолог шутил: «Гиперактивный ребенок – это непредсказуемость плюс невротизация всей семьи». Точнее не скажешь! А, если серьезно, то большинство родителей и педагогов тревожит вопрос: «Что делать, если ребенок гиперактивный?»
Главное здесь не паниковать. Присутствие в семье гиперактивного ребенка вовсе не означает отказ от всех радостей жизни. Есть простые способы помочь детям с СДВГ и их родителям. В этой статье я предлагаю Вам несколько советов психологов, проверенных лично мной на практике.
Совет 1 — чего не делать ни в коем случае
Не считайте его больным, даже, если знаете, что у него выявлена мозговая дисфункция. Со временем такое отношение способно сформировать чувство беспомощности и зависимости. Вы же не хотите превратить своего ребенка в инфантильного, безответственного нытика. При правильном подходе он, даже будучи гиперактивным, вполне может получить хорошее образование, освоить выполнение бытовых операций по самообслуживанию и стать самостоятельным.
Совет 2 — на что родителям обратить внимание
В воспитании такого ребенка избегайте крайностей: с одной стороны – вседозволенности, оправдывая ее любовью и жалостью, с другой – излишней жесткости, мотивируя это боязнью избаловать и стремлением «воспитать, как следует». Не пытайтесь его «сломать». Это лишь обострит отношения, вызовет противодействие. Что делать? С гиперактивными детьми гораздо эффективнее договариваться и сотрудничать.
Совет 3 — что делать желательно
Научитесь всей семьей комфортно жить с гиперактивным ребенком. Заметьте, комфортно должно быть каждому члену семьи. Поверьте, такое возможно, даже, если малыш гиперактивный! Дети вообще очень чутко реагируют на настроение родителей. А сверхэмоционального и впечатлительного СДВГ-шку тревожность или подавленность папы с мамой вовсе способны повергнуть в панику.
В этой ситуации велика опасность «попасть в заколдованный круг»: гиперактивное чадо, само того не желая, держит родителей в постоянном напряжении. Родители нервничают, а эта нервозность передается малышу и способствует усилению гиперактивности. Страдает ребенок, да и родителям это не прибавляет здоровья.
Поэтому, умение расслабляться я считаю одним из ключевых факторов благополучия семьи.
- Подменяйте друг друга. Постоянно находиться с гиперактивным непоседой утомительно. А, ведь, ему важно ощущать Вашу любовь, заряжаться от Вас спокойствием и оптимизмом. Оставаясь с ним по очереди, все члены семьи будут иметь возможность сделать какие-то домашние дела, привести себя в порядок и отдохнуть.
- Если ситуация сложная и запущенная, то без успокаивающих лекарственных средств для родителей, пожалуй, не обойтись.
- Гиперактивным детям любые медикаментозные препараты должен назначать только врач. Экспериментировать в этой области небезопасно. Даже безобидные, на первый взгляд, успокаивающие травки могут быть противопоказаны малышу — на детей они могут действовать совсем не так, как на взрослых. Если ребенок гиперактивный, детский невролог или психиатр подберет лекарства, которые помогут снизить возбудимость, нормализовать сон. Это позволит СДВГ-шке учиться, общаться со сверстниками и вести полноценный образ жизни.
- Есть и другие способы снять нервное напряжение. Общеизвестен факт, что умеренные физические нагрузки нейтрализуют воздействие стресса на организм, уменьшают проявления гиперактивности. Это прекрасная возможность проводить время с пользой для всей семьи и, одновременно, получать удовольствие. Что делать: бегать, плавать, танцевать или заниматься йогой? Есть советы, какие виды спорта для гиперактивных подходят больше. Но выбор за вами. Единственное условие — безопасность.
Совет 4 — что делать обязательно
Относитесь к нему с пониманием. Гиперактивные дети эмоциональны, импульсивны и обычно действуют спонтанно. Вы можете быть тысячу раз правы, но, если Вам не удастся вызвать у малыша интерес, то все Ваши «правильные» логические выкладки и рассуждения он, скорее всего, пропустит мимо ушей.
Ситуация меняется, если малыш ощущает, что Вы разделяете его чувства. Видя Вашу сопричастность, он будет воспринимать Вас как единомышленника. В этом статусе Вам гораздо легче будет увлечь гиперактивного ребенка какой-либо идеей. Ежедневно общаясь и проявляя к его внутреннему миру интерес, Вы легко сможете производить «корректировку на местности». А это — залог успеха, когда речь идет о гиперактивном ребенке.
Совет 5 — что делать непременно
Чтобы придерживаться «золотой середины» в предъявляемых требованиях, изучите объективные возможности и ограничения своего гиперактивного ребенка. Сильные и слабые стороны есть у каждого. Приучая малыша с детства развивать свои позитивные качества и компенсировать недостатки, Вы будете делать его успешным и сильным.
Подводя итог, лишь добавлю: если ребенок гиперактивный, с одной стороны, необходимо придерживаться четких правил и распорядка дня, а с другой — постоянно проявлять гибкость.
Со временем у каждого появляются свои «фирменные» секреты. Поделитесь ими в комментариях. Возможно, именно Ваш совет поможет кому-то.
Если у Вас есть знакомые, которые тоже воспитывают гиперактивных детей, поделитесь с ними этой информацией в социальных сетях. Возможно она будет им полезна.
У меня их двое. Старшая дочь 12 лет остается с маленьким, ему 5 лет. Он какраз гиперактивный. Вот он со всеми лезет дратся, а с сестрой играют. Шума от них много но ни когда ни ссорятся.
А может он у вас никакой не гиперактивный а просто характер такой?
Мне в садике говорили что гиперактивный. Он там в углу всевремя стоит потому что дерется. А как узнать самим гиперактивный или нет?
Это вам к невропатологу. У моей племяшки родители медики, с 4 лет кормят ее таблетками. Говорят от них засыпать стала лучше.
Спасибо за публикацию, очень правильно все написано!
У нас гиперактивный внук, его мама была холерик, так в то время называли таких детей, еще и тяжелые роды, вот это все сложилось у нашего ребенка. Хотя в детсаду его поведение не отличается от других детей, он очень открытый и добрый … никогда не устает!!!! Но засыпает и спит хорошо. Днем обязательно 2-3 часа … должен постоянно быть чем то занят, но если идут мультика, может замереть и просидеть хоть час … диагноз поставил врач, проходили курсы лечения … сейчас ему почти 6. Уже год читает, любит игры компьютерные. Но мы ограничиваем.
Нам диагноз СДВГ поставил врач. Многое, что описано в статье, уже опробовали на себе. Абсолютно согласна с автором про «понимание» наших деток сдвг-шек и «гибкость» в отношении к ним. А также про то, что с ними можно договориться. Хочу отметить, что гипераквтивность, у таких деток, непродуктивная, это неуместная, необъяснимая суета, у которой нет ни цели ни смысла…на вопрос, зачем ты так делаешь, мой сын и сам не знает ответа…у него руки все время что-то мнут и теребят…как-будто живут отдельной от него жизнью
Добрый день! У меня много вопросов! Сыну 11 лет, сдв поставили 2 года назад. Уроки делаем вместе и подолгу! Оттягивает этот процесс до последнего, все время суетится за столом! Нужно ли таким детям состояние покоя во время подготовки уроков? Или не обращать на это внимания? В руках всегда вертит какой/то предмет! Все отползаем от уроков в изнеможении! Я уже все перепробовала — но пока не могу придумать мотивацию, чтобы он сам начал учиться! Ему это неинтересно! Футбол, велосипед трюковой, блейды ( новая версия волчкоВ) — вот это да! Он может часами про это говорить и знает мельчайшие подробности! Как только речь заходит о математике и вообще об уроках — это кошмар!
Добрый день. Хочу посоветовать книгу Екатерины Мурашовой «Дети катастрофы». Это как раз про наших детей. Там дельные советы по тому, как помочь родителю в воспитании таких ураганов. По поводу делания уроков:
1. Приучила делать все уроки сразу после школы. Никаких: «Я устал», «Дай телек посмотреть», » Я голоден» и т.д. — нервов много экономит этот принцип
2. У меня первоклассник, сижу рядом с ним, когда он делает уроки, как только он отвлекается и начинает халтурить, начинаю его аккуратно подхваливать, какой он молодец, да как хорошо и красиво пишет (срабатывает просто отлично), он расслабляется и через минуту уже пишет опять.
3. Больше ребенка обнимать, гладить и целовать. Они это обожают и им этого очень не хватает на фоне того, что окружающие обзывают обидными прозвищами и словами.
4. Постоянно проговариваю , что нужно принципиально не бояться ошибок. Это вообще бич любого человека — их бояться. Что , наоборот, ошибки и их исправления укрепляют человека. Все величайшие бизнесмены делали по миллиону ошибок , но не сдавались , а вставали на ноги вновь и вновь. Теперь мой ребенок говорит об этом моими словами уже другим детям , и я испытываю гордость за него.
5. Настраиваю каждый день его на победу, пусть даже малюсенькую.
6. Очень помогает вера в Бога. Да-да, Ирина (автор блога) не зря это написала. У ребенка постепенно в голове раскладываются поступки на плохие и хорошие и т.д. А также очень помогают беседы со священником на исповеди.
7. Я терплю и жду, я знаю, что мои труды увенчаются успехом:)))
Всем крепкой веры в себя и свои труды, которые вы прикладываете каждый новый день.
У нас история такая же..1 класс прошли..Во 2 классе стало немного легче..Но В случае чего,учитель звонит и просит забрать. Забираю( благо я на пенсии).Учителя плохо знают об этом синдроме,да и возможности уделять внимания такому ребёнку нет…Министерство образования отбиваются от нас,предлагают домашнее обучение,но нейропсихологи отвергают такое обучение. Каждый старается избавиться от таких детей, а их с каждым годом появляется всё больше…В кружках и секциях повезёт тем, кому попадётся понимающий тренер( каках очень немного).Знаю только одно, что наш ребёнок лучший!!! Где-то прочитала, что особенные дети достаются особенным людям!!! Надо только верить в своих ребят!!!