Логотип блога Гиперактивный ребенок Блог Ирины Медведевой

Что значит гиперактивный ребенок: это вариант нормы, невоспитанность или заболевание?

Что значит гиперактивный ребенок

Что значит гиперактивный ребенок с дефицитом внимания, это даже не все педагоги ясно представляют, не говоря уже об обычных людях.

Когда я упоминаю в разговоре со знакомыми мамочками тот факт, что моя дочка – гиперактивный ребенок, в ответ часто слышу ободряющее: «Ничего, это нормально! Мой тоже гиперактивный, любит бегать. Дети должны двигаться». Однако, как только она, перебивая взрослых и не соблюдая никакой субординации, вклинится в разговор, а на замечание отреагирует истерикой, их благодушие резко сменяется возмущением: «А Вам никогда не говорили, что детей нужно воспитывать?» Очевидно, что во время беседы разговаривали каждый о своем, называя одним словом совершенно разные понятия. Значит, нужно уточнить.

Если ребенок гиперактивный, значит невоспитанный?

В просторечии гиперактивными зачастую называют подвижных и шумных детей. В таком случае трудно не согласиться, что это нормально. И приставка «гипер» здесь совершенно неуместна.

На самом же деле гиперактивность – это проявление неврологического нарушения и оно нуждается в медикаментозном лечении. Но диагноз должен быть поставлен только врачом.

Поводом для обращения к врачу могут быть постоянно или длительно проявляющиеся симптомы гиперактивности и нарушения внимания. Проанализировать их можно с помощью теста на гиперактивность (СДВГ). Однако, даже если все признаки, как говорится, налицо, это еще не значит, что ребенок гиперактивный. Не следует самостоятельно ставить диагноз и развешивать «ярлыки».

Само понятие «гиперактивный ребенок с дефицитом внимания» появилось не так уж давно. В процессе изучения этого нарушения за последние 150 лет ученые использовали разные названия. Но суть от этого не менялась. Как и прежде, гиперактивному ребенку, несмотря на высокий интеллект, свойственны импульсивность, невнимательность, чрезмерная подвижность и жуткая болтливость. Долгое время особенности поведения таких детей объясняли «плохим воспитанием» или «плохими генами». Однако, от воспитания такие проявления, к сожалению, не зависят.

Начало изучению этого явления было положено (к стати!) одним из родителей. В 1845 году Генрих Хоффман впервые описал ребенка с подобными нарушениями в книге «История неугомонного Филиппа». Его прообразом стал собственный сын доктора.

В 1902 году британский врач Джордж Ф. Стилл охарактеризовал данное состояние как моральный дефект, причина которого кроется в неврологическом нарушении.

Поскольку было замечено, что признаки этих нарушений имеют много общего с симптомами больных, перенесших энцефалит, в 1918 году стало употребляться новое название – «постэнцефалитное поведенческое расстройство».

Что значит «гиперактивный» в современной медицине

По мере изучения функций центральной нервной системы, в 30-х и 40-х годах ХХ века вошел в обиход еще один термин – «ММД (минимальная мозговая дисфункция)». С тех пор понятие минимальной мозговой дисфункции прочно закрепилось в лексиконе врачей-неврологов.

После этого (в 50-60-х годах) обратили особое внимание на гиперкинезы детского возраста. По сути, это та же гиперактивность.

В 1970-х стали бороться с дефицитом внимания.

И, вот, наконец, в 1994 году медики объединили эти понятия. Термином «СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)» пользуются до сих пор.

Родителям же гиперактивных детей важно знать: не стоит слишком сильно надеяться на понимание окружающих. Оно (понимание), конечно, желательно, но – посудите сами:

  1. Многие люди вообще никогда не слышали о таком нарушении, как гиперактивность, и не имеют о нем ни малейшего представления.
  2. Поскольку термин СДВГ сравнительно новый, большинство педагогов «со стажем» относится к нему (как и ко всему новому) с недоверием. Значит, нужно набраться терпения.
  3. У Вашего ребенка на лбу не написано, что это гиперактивный ребенок и что он болен, да и выглядит он довольно живеньким и вполне себе здоровым.
  4. Люди не любят проблемы, а особенно, чужие. Даже нам, родителям – любящим, понимающим и прощающим – иной раз трудно вытерпеть детские выходки и поверить в наличие заболевания. А что уж говорить об окружающих!
  5. Иногда у них может сложиться впечатление, что мы сами придумываем болезни, чтобы оправдать свое неумение/нежелание воспитывать своего гиперактивного ребенка.

Чаще всего окружающие не знают, что значит «гиперактивный ребенок». Просто они мало информированы. А значит, будьте к ним снисходительны!

Для того, чтобы не остаться наедине с этой проблемой, чтобы не чувствовать себя одинокими, заходите на мой сайт. Здесь Вы найдете практические способы облегчить жизнь себе и помочь своему гиперактивному ребенку.

Если у Вас есть знакомые, которые тоже воспитывают гиперактивных детей, поделитесь с ними этой информацией в социальных сетях. Возможно она будет им полезна.

Оставьте свой комментарий